ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Ручное управление не подразумевает, что человек бегает, суетится, и все почему- то работает. Модельный ряд устройств ручного управления автомобилем ууа, выпускаемый фирмой "унио-плюс" Установка ручного управления для инвалидов

Ручное управление автомобилем для водителей-инвалидов - это специальное кинематическое устройство, позволяющее легко адаптироваться водителю с любыми нарушениями функций нижних конечностей.

Основные элементы привода ручного управления:

1. Дуга ручного управления топливоподачей.
2. Рычаг ручного управления тормозом.
3. Рукоятка ручного управления сцеплением.

Устройство управления автомобилем [рисунок] представляет собой конструкцию рычагов, осуществляющих механический привод педалей сцепления, тормоза и газа. Устройство располагается под рулевой колонкой, не изменяя заводской конструкции автомобиля.

Данная конструкция предоставляет возможность управления автомобилем как человеком с ограниченными функциями, так и человеком без подобных отклонений.

Управление педалями тормоза и сцепления располагается справа от водителя. Привод педали тормоза осуществляется движением рычага 2 от себя. Привод педали сцепления осуществляется вращательным движением рукоятки рычага 3 по часовой стрелке с фиксацией в крайней точке вращения. Привод педали газа осуществляется подтягиванием на себя дуги 1 [рисунок], расположенной за рулевым колесом.

Описанная конструкция является собственной запатентованной разработкой ООО «Унио-Плюс», испытана и сертифицированна в "Центре содействия сертификации автомототехники" (город Дмитров, Московская область).

Принцип действия конструкции положен в основу многочисленных модификаций УУА для различных автомобилей, а именно: для всей линейки автомобилей производтва ОАО "АвтоВАЗ", а также для иномарок.

Полный список автомобилей

Ниже приведён полный список автомобилей отечественного и зарубежного производства, на которые устанавливается ручное управление типа УУА производства ООО «Унио-Плюс». Данный список ежемесячно пополняется новыми модификациями.

Если Ваш автомобиль не найден в списках, Вы можете подать заявку на изготовление ручного упровления УУА в индивидуальном порядке. Мы постараемся в течение недели сориентировать Вас по цене и срокам выполнения заказа.

Ручное управление на иномарки:

DAEWOO MATIZ (Деу Матиз)
DAEWOO NEXIA (Деу Нексия)
DAEWOO Sens (Деу Сенс)
Chevrolet Aveo (Шевроле Авео)
Chevrolet Lanos (Шевроле Ланос)
Chevrolet Lacetti (Шевроле Лачетти)
HYNDAI Accent (Акцент)
HYNDAI Getz (Гетц)
FIAT Albera (Фиат Албеа)
FIAT Doblo (Фиат Добло)
FIAT Ducato (Фиат Дукато)
Renault-Logan (Рено Логан)
Nissan Tiida (Ниссан Тиида)
Mitsubishi L200 (Митцубиси L200)
KIA Rio (КИА Рио)
KIA Picanto (КИА Пиканто)
Audi 100 (Ауди 100)
Ford Focus (Форд Фокус)
Opel Zafira (Опель Зафира)
Geely MK (Джили МК)

Ручное управление на автомобили отечественного производства:

ВАЗ 2101
ВАЗ 2102
ВАЗ 2103
ВАЗ 2104
ВАЗ 2105
ВАЗ 2106
ВАЗ 2107
ВАЗ 2108
ВАЗ 2109
ВАЗ 21099
ВАЗ 2110
ВАЗ 2111
ВАЗ 2112
ВАЗ 2113
ВАЗ 2114
ВАЗ 2115
ВАЗ 11113 (ОКА)
ВАЗ-11183 (ЛАДА Калина)
ВАЗ 2170 (ЛАДА Приора)
ВАЗ 2121 (Нива)
Chevrolet Niva (Шевроле Нива)
УАЗ
ОДА
Таврия
LADA Granta
LADA Largus

Индивидуальный заказ на изготовление УУА

В случае, если Ваш автомобиль отсутствует в общем списке, предлагаем вам воспользоваться специальной формой. После обработки заявки мы свяжимся с Вами в кратчайшие сроки.

Купить ручное управление с доставкой

Для того, чтобы купить ручное управление для автомобиля с доставкой, необходимо выполнить всего три простых шага:

  • Первый шаг: ознакомьтесь со списком автомобилей, на которые в настоящий момент устанавливается ручное управление нашего производства:
    • Список отечественных автомобилей.
    • Список автомобилей, произведённых зарубежом.
    • Полный список автомобилей (включает в себя два предыдущих).
  • Второй шаг: определившись с маркой автомобиля, подберите модификацию ручного управления в зависимости от вида нарушений опорно-двигательного аппарата:
    • Отсутствие двух нижних конечностей, или частичная ампутация обеих ног, или эквивалентное нарушение функций.
    • Отсутствие левой нижней конечности, или частичная ампутация левой ноги, или эквивалентное нарушение функций.
    • Отсутствие правой нижней конечности, или частичная ампутация правой ноги, или эквивалентное нарушение функций.
  • Третий шаг: заполните предлагаемую форму заявки, указав:
    • Ф.И.О.
    • Почтовый индекс.
    • Почтовый адрес.
    • Телефон для связи.
    • Электронный адрес.

Установка ручного управления в регионах

Обычному человеку машина нужна для решения простых бытовых задач, а вот для инвалида это просто насущная необходимость. Люди, лишенные свободы передвижения, могут реализовать ее только на колесах. К сожалению, в нашей стране не производят специализированные автомобили для людей с ограниченными возможностями. Единственный выход – установить ручное управление на автомобиль. Сегодня займется этим вопросом. Мы рассмотрим технические и правовые аспекты такой переделки.

Варианты переоборудования

Ручное управление на автомобиль имеет несколько разновидностей:

Для одной руки

Это устройство предназначено для управления авто с помощью одной руки, если функциональность второй нарушена. Главная проблема в этом случае – переключение скоростного режима. Для управления нога фиксируется ремнем для передвижения рычага при переключении скоростей, а вспомогательные рычаги управления устанавливаются на приборную панель или водительский руль.

Для обоих рук

Эта система позволяет управлять автомобилем руками, не используя ноги. Педали тормоза управляются через специализированный кронштейн. Все тяги и рычаги соединяются шарнирами и если двигать рычаг вперед – машина тормозит, назад – двигается. Если не трогать рычаг, он занимает нейтральную позицию.

Ручное управление на автомобиль: за и против

Трудно говорить о каких-то недостатках системы, если есть одно неоспоримое достоинство – возможность передвигаться. Обсуждать стоит только технические недоработки тех или иных систем.

Среди аргументов «за» ручное управление следует отметить:

  • удобство управления;
  • безопасность вождения за счет быстроты реакции;
  • простоту в монтаже;
  • возможность пользования авто не только для инвалида, но и для здорового человека.

Что в минусе? На самом деле поставить систему на отечественном авто не сложно, а вот иномарки «капризничают». Кроме того, визуально вся конструкция выглядит, мягко говоря, не эстетично.

Нюансы установки ручного управления на автомобиль

Имейте в виду: нельзя отдавать авто в переделку прежде чем будет оформлено соответствующее разрешение от ГИБДД на переоснащение. Без него нельзя вносить серьезные конструктивные преобразования, а ручное управление как раз подходит под это понятие. Только с таким разрешением вас примет специализированный автосалон по установке подобного оборудования. Не поленитесь проверить его лицензию, это будет гарантией качества и отсутствия проблем с ДПС.

Как выбрать модель авто для ручного управления

Самым оптимальным вариантом переделки считается апгрейд авто с автоматической коробкой передач, при котором одна нога не участвует в управлении.

Есть ряд авто, которые трудно адаптировать под нужды инвалида, но хороший мастер справится с любой задачей. Основные затруднения возникают с машинами с низкой приборной панелью. В тесном пространстве непросто установить нужные кронштейны и рычаги, не ограничивая место для посадки водителя.

Еще один неприятный момент в том, что установка системы рычагов негативно сказывается на состоянии кузова. Места креплений подвержены деформации и изломам.

Учитывая эти сложности особенно важно доверить установку системы профессионалам, которые гарантируют удобство пользования и сохранность авто.

На какие авто ручное управление ставится без проблем:

  • отечественные: модели ВАЗ 21 -103,110,15, 14, 13, 09, 099, 083, 074, Ларгус, Калина, Гранта, Приора, Нива, Ока;
  • импортные: Ниссан, Хундай, Киа, Дэу, Тойота.

Модели Опеля, Форда, Фольксвагена, Мерседеса и Ауди – не самые удобные для этой цели. Но нужно отметить, что импортный автопром оснащает свои машины вакуумной тормозной системой, которая легко управляется в ручном режиме.

Как оформить ручное управление на автомобиль в ГАИ

Первый этап – получение заключения. Для него потребует предоставить ПТС, регистрационное свидетельство и паспорт владельца авто. Заявление напишите на месте. После того, как эксперт ГИБДД даст добро на переделку, вы можете отдать его фирме, которая будет устанавливать устройство.

После монтажа системы установщик обязан предоставить вам сертификат на проведение работ, декларацию о внесенных изменениях, заказ-наряд и акт приемки готовой конструкции, который вы подписываете, если работа вас устроила. Помимо перечисленных документов, требуется оформить диагностическую карту техосмотра – это тоже обычно делает в фирме-установщике.

Последний этап – повторное обращение в ГИБДД для подтверждения реконструкции авто. От вас снова потребуют паспорт, все документы, предоставленные установщиком, техосмотр, ПТС. Потребуется еще оплатить госпошлину по квитанции.

Ручное управление на автомобиль: нет ничего невозможного

Что получается в сухом остатке: ручное управление имеет несколько разновидностей, которые позволяют людям с разными аномалиями в состоянии здоровья управлять автомобилем. Перед началом переделки необходимо согласовать ее с ГИБДД. Реконструкцию лучше доверить сертифицированной фирме, которая может гарантировать качество работ и предоставить все необходимые документы для узаконивания апгрейда.

Если вы уже ставили ручное управление на свой автомобиль – напишите свои впечатления в комментариях, это будет интересно очень многим нашим читателям!

«Автомобилизация» общества с каждым годом становиться всё сильнее. Уже сегодня трудно представить себе семью, где никто не водит, или которая не имеет автомобиля. И если для обычных людей машина скорее для удобства, скорости перемещения, то для людей с ограниченными возможностями - это необходимая вещь, которая поможет им спокойно передвигаться. Но автомобили специально для инвалидов не выпускаются, и порой мешают водить машину. В таком случае поможет установка ручного управления на автомобиль. Оно предполагает под собой изменения месторасположения основных рычагов ближе к рулю или же перенесение их на панель приборов.

При этом такое изменение не исключает возможности вождения этой машины здоровым человеком без каких-то функциональных ограничений.

Типы ручного управления

Возможны несколько вариантов такого переоборудования.

  1. Переоборудование автомобиля для инвалидов с целью вождения одной рукой.

Такие приборы устанавливаются, если у водителя ограничена функциональность одной из рук. В таком случае возникают сложности с переключением скоростей. переоборудуют под ножное регулирование. Переключение скоростей осуществляется движением рычага в продольном направлении. Для того чтобы осуществлять руководство таким автомобилем, к ноге пристёгивается ремень, который во время выжимания сцепления двигает рычаг. Помимо этого, все вспомогательные кнопки перемещаются на панель приборов или руль.

  1. Установка полного ручного регулирования

Авто с ручным управлением предназначается как для обычного шофёра, так и для инвалида с ограничением функциональности ног. Полное управление предполагает перенесения всех рычагов регулирования на руль. К примеру, с одной стороны, будет расположен рычажок сцепления и тормоза, немного дальше за рулём - газа.

Плюсы и минусы установки

Если монтировалось ручное управление для инвалидов, то здесь говорить о положительных или отрицательных аспектах нет смысла, ведь главный плюс - это возможность вождения. Здесь можно обсуждать лишь конкретно выбранное оборудование или , которые его разрабатывают. Какое лучше по качеству, манёвренности, эстетическому виду и другим параметрам.

В случае переделки авто на ручное управление для здорового человека преимуществом станет защищённость и удобство управления автомобилем на трасе. Газ и тормоз переключается с помощью одного рычажка у руля, что позволяет быстрее реагировать в пути. Помимо этого, следует отметить: возможность ездить на одной машине и здоровому человеку, и с ограниченными физическими возможностями, лёгкость монтажа и демонтажа на отечественные машины.

Минусы тоже есть. Это отсутствие специально созданного оснащения под иномарки, сюда ставится обычное, но сам достаточно громоздкий и сложный. В некоторых случаях может возникнуть необходимость вмешательства в конструкцию авто, что недопустимо, если он на гарантии. Ну и неэстетический вид большинства моделей.

Как установить ручное регулирование на машину

Прежде чем переделать машину на ручное управление, следует обратиться в органы ГИБДД. Именно там делается разрешение на переоснащение. Без этого документа представитель компании-изготовителя не согласится устанавливать дополнительное оборудование. После этого подобрать компанию, которая занимается изготовлением и переоборудованием автомобилей. Сейчас многие компании предлагают дополнительно к монтажу услугу обучение езды на авто с новым оборудованием. Определившись с компанией, не забудьте проверить наличие разрешительных документов и сертификатов, чтобы защитить себя от некачественной продукции или же неправильной установки.

После монтажа вам опять следует съездить в органы ГИБДД, теперь уже для отметки в документах об изменении управления в техпаспорте авто и дождаться выдачи нового .

С расположением педалей и направлением вращения рулевого колеса конструкторы экспериментировать не решаются. А вот к органам управления коробкой передач такого пиетета они не испытывают. Наиболее ярко все разнообразие вариантов видно на примере автоматических коробок передач, вариаторов и роботизированных трансмиссий. В рамках этого обзора «железо» нам не важно, так что для простоты позвольте использовать просторечное слово «автомат».

Самый редкий тип управления - кнопочный . Знатоки ретротехники вспомнят, например, советский лимузин ГАЗ-13 Чайка , где четырехкнопочный блок располагался слева от руля на передней панели. На легковых машинах схема не прижилась, и сегодня ее могут лицезреть редкие счастливчики, к примеру обладатели суперкаров Ferrari и Aston Martin. А вот для автобусов клавиши выбора режимов в порядке вещей. У них, напротив, практически нереально встретить иной вид управления автоматической коробкой передач.

Еще один тип управления автоматом получил распространение уже в новейшей истории. Это вращающаяся шайба, которую параллельно делают утапливаемой в нерабочем состоянии - решение стильное и нестандартное. В пристрастии к нему замечены британские марки Jaguar и Land Rover . На шайбы перешел весь модельный ряд двух брендов. Что удивительно, похожий подход практикует брутальный пикап Ram. Уж ему-то сам автомобильный бог велел быть верным американским традициям!

С подрулевой «кочерги» история автоматов начиналась. Они пришли в автомобильный мир из США начала прошлого века, где мода на такое расположение селектора держалась долгие десятилетия. Сейчас она близка к вымиранию. Так, из «большой тройки» пикапов-бестселлеров ей верен только Chevrolet Silverado, а Ford F-150 и Ram записались в ренегаты.

Из других марок в массовом применении схемы с селектором на рулевой колонке замечен только Mercedes-Benz, начавший переходить на нее в середине 2000-х годов. У BMW попытка была только одна - на седьмой серии в кузове Е65 2001 года. Даже родственная ей по стилю двухдверная «шестерка» осталась верна классике, как и следующее поколение флагмана, представленное в 2008-м.

Можно было бы сказать, что и мы приобщились к этому веянию. Но, увы, на отечественных машинах для массового потребителя АКП дебютировала только на Ладе Гранте в 2012 году. Хотя рычаг под рулем советским шоферам был отлично знаком, ведь он появился сразу после войны на «Победе».

Самый популярный тип селектора автомата - с расположением на центральном тоннеле между передними креслами. Классике остается верным подавляющее большинство автомобильных марок с ежегодным суммарным объемом выпуска в десятки миллионов машин. Хотя в премиум-сегменте рычаг, механически связанный с коробкой, ушел в прошлое, оставив вместо себя рудиментарный электронный джойстик.

Тут мы подошли еще к одному нюансу управления автоматическими трансмиссиями. До 1990-х годов массовый потребитель и не помышлял о том, что, доплатив при покупке машины за АКП, ему вдруг понадобится щелкать передачами вручную. Однако инженеры придумали новую «фишку», а маркетологи быстро объяснили ее пользу. Так появились всевозможные степ-, тип- и прочие «троники». Иными словами, функция ручного выбора ступеней для автоматической коробки передач.

Даже при одинаковом классическом расположении селектора на центральном тоннеле единства в реализации ручного режима у производителей не было. Для примера возьмем модели «большой немецкой тройки» родом из второй половины 1990-х годов. Audi требовала перевести рычаг вправо из положения D и менять передачи движениями вперед-назад. Концерн BMW применял ту же схему, но рычаг нужно было перевести влево. А Mercedes умел переключать ступени прямо из режима D при покачивании селектора вправо-влево.

С дальнейшим распространением ручного управления АКП практически все автомобили разделились на два лагеря. У бюджетных и массовых осталось переключение с помощью селектора путем перевода его в отдельный паз левее или правее основного. Исключение - ряд моделей Chevrolet, Opel и Ford, где применяется на редкость неудобная клавиша, расположенная на рычаге под большим пальцем руки. Даже корейцы применили когда-то подобную схему на своем SsangYong Actyon и, по всей видимости, остались ей верны на .

А премиальные и спортивные машины остановились на решении с подрулевыми лепестками. Один отвечает за повышение передачи, другой - за понижение. Одним из пионеров в их внедрении была компания Audi. Правда, в конце 1990-х на «четверке» из Ингольштадта это были не рычажки за баранкой, а клавиши «+» и «-» на ее спицах.

Две новинки от АВТОВАЗа, Веста и

Если возникает необходимость в ручном управлении - это показатель, что выстроенная система бизнес-процессов в компании работает неэффективно

Сергей Удальцов*

Как Вы понимаете термин «ручное управление»?

Если возникает необходимость в ручном управлении - это показатель, что выстроенная система бизнес-процессов в компании работает неэффективно. В идеале вышеупомянутая система должна работать без личностного и какого бы то ни было вмешательства извне. Для этого существует делегирование полномочий и отдел кадров, организующий правильный подбор исполнителей на нужные позиции. Таким образом, ручное управление - это вмешательство в работающий «механизм» компании, применяемое при необходимости внесения изменений в бизнес-процессы. В этом случае ручное управление скорее антикризисная мера, форс-мажор.

С другой стороны, ручное управление можно понимать как способ управления бизнесом. Это тот самый случай, когда компания не очень велика и генеральный директор или акционер напрямую участвует в выработке большинства операционных решений. В данном случае ручное управление обычно эффективно, но изживает себя с ростом компании.

В-третьих, ручное управление может применяться, когда речь идет об управлении конкретным стратегически важным для бизнеса проектом в рамках компании или группы компаний. Генеральный директор всегда может подобный проект взять на контроль.

Ручное управление - это инструмент, который нужно уметь применять, знать, когда и как применять. Для этого надо очень хорошо разбираться в том, чем управляешь. Нередко прямое вмешательство в отлаженные бизнес-процессы компании может и навредить.

Как Вы считаете, ручное управление - это признак доверия или недоверия?

Если мы говорим о делегировании полномочий сотруднику с целью применения ручного управления, то, конечно, это признак доверия. Это отражает доверие руководства к сотруднику и тому, что он разбирается в бизнес-процессах компании. Если компанию сравнить с человеческим организмом, то, как и в человеческом организме, в ней есть определенные точки, на которые можно «нажать» и что-то поменять. Но, чтобы правильно нажать, нужно не только знать, где эти точки, но и чувствовать, насколько сильно нужно нажимать. Ручное управление не подразумевает, что человек бегает, суетится, и все почему-то работает. Оно подразумевает, что он бегает в правильном месте, суетится вовремя и говорит правильные вещи правильным людям.

Возможна ли сегодня безопасность компании без ручного управления?

Конечно, возможна. Не думаю, что в зарубежных корпорациях постоянно применяется ручное управление. Безопасность компании, если мы говорим о конкурентной борьбе, напрямую зависит от эффективно работающей системы управления рисками, а также от способности предугадать изменения внешней среды.

Если вышеперечисленные механизмы работают, а у руководства есть понимание того, что и как нужно менять, чтобы противостоять внешним и внутренним угрозам, то ручное управление - отличный инструмент точечной корректировки бизнес-процессов. Хирург же не применяет вслепую скальпель?

А что касается самого лидера, ручное управление развивает его или, наоборот, ведет к деградации и почему?

В моем понимании, лидер - это человек, который генерирует идеи, служит примером и ведет людей за собой. Лидер определяет стратегию и объединяет людей силой своей харизмы. Он также может выступать в роли арбитра. Любая новая критическая ситуация, в которой может оказываться компания, будет привносить новый опыт ее сотрудникам. Если мы рассматриваем такой концепт, то ручное управление - развивает. Если мы рассматриваем ситуацию, в которой ручное управление используется как изживший себя метод управления, то он будет вести к деградации.

Если говорить о самих исполнителях, ручное управление повышает их ответственность или ведет к пофигизму?

Применение ручного управления со стороны руководства вряд ли может повысить самооценку сотрудников. Если руководитель влезает в текущую деятельность подчиненного, то или подчиненный не справляется, или сам руководитель не может грамотно сформулировать цели и задачи, а затем проконтролировать их достижение. Чем крупнее компания, тем больше прямое вмешательство через несколько уровней подчиненности может навредить. В большинстве случаев это вносит бардак в жизнь компании. Когда генеральный директор влезает в дела менеджера через голову руководителя отдела, то это, скорее всего, приведет к дезориентации подчиненных и непониманию поступков руководства со стороны руководителя отдела.

С кем советуется лидер, использующий ручное управление, когда нужно принимать стратегические решения?

Безусловно, любой лидер будет советоваться с сотрудниками компании, максимально хорошо знающими вопрос. Если есть возможность привлечь консультантов - это идеальный вариант. Окончательное решение все равно будет принимать лидер, поэтому его задача - собрать максимальное количество мнений, все проанализировать, определить риски и пути их минимизации и на базе полученных данных уже формулировать стратегию.

При принятии стратегических решений важно осознавать, что на вас лежит ответственность за будущее компании и людей, которые в ней работают. Поэтому помимо всего вышеперечисленного, надо еще и чувствовать экономическую составляющую вашего бизнеса, надо знать, какие у вас есть ресурсы, какова политическая обстановка, рыночная конъюнктура, конкурентная среда. Только когда вы чувствуете себя во всем этом как рыба в воде - только тогда можете принимать решение. Но даже в этом случае то, что решение на 100% верное, - не гарантировано. Принятие решений - это постоянная борьба с сомнениями, постоянный выбор, с применением знаний и интуиции.

Давайте поговорим о слабых сторонах ручного управления.

Не могу сказать, что у ручного управления есть слабые стороны. Слабые стороны могут быть у человека, который осуществляет это управление. Существуют скорее риски при применении ручного управления на предприятии. Во-первых, это риск несвоевременности: применить не в то время, не в том месте, опираясь на слабых исполнителей. Во-вторых, иногда бывают ситуации, когда ничего и не надо менять. Другими словами, это риск опасения, когда руководителю кажется, что нужно что-то поменять, что люди не справляются, а на самом деле компания отлично функционирует. Также существует риск неподготовленности к принятию решений: когда приходит руководитель и, не разбираясь в бизнес-процессах, начинает «махать шашкой».

Кому из успешных бизнесменов удалось долго и без потерь вести «свой корабль» к цели с помощью ручного управления?

Не скажу про бизнесменов, но если брать политиков, то Владимир Владимирович Путин - отличный пример. Президент куда-то приезжает, и там сразу начинает все работать. Когда человек, облеченный властью, куда-то приезжает и там тут же все начинает работать - это и есть самый лучший пример ручного управления в действии.

Если представить, что, к примеру, Стив Джобс смог отказаться от ручного управления и перевести свою компанию на «автоматическое» управление...

Очень много зависит от самого лидера. Если бы Стив Джобс перевел компанию на «автоматическое» управление, я думаю, у него ничего бы не получилось, потому что за очень ограниченное количество лет он вывел Apple на такой уровень, на который компания еще никогда не выходила.

В тех условиях, в которых управлял компанией Джобс, никакой другой стиль управления не привел бы ее к успеху. Об этом свидетельствует тот факт, что после его смерти, даже при помощи наработок, которые он оставил после себя, компания Apple начала сдавать свои позиции. Стив Джобс, Алан Гринспан -
это те редкие случаи лидера, когда одно, четко выверенное слово человека может «качать» экономику, компанию, рынок, отрасль.

А если разобраться, то каким еще может быть управление, кроме как ручным?

Разным. Существует много стилей управления, все зависит от того, кто управляет. Управление зависит от человека и того, что нужно компании. Я бы сказал, что управление может быть правильным и неправильным. Правильное - это когда ты получаешь прибыль, неправильное - когда не получаешь. Если речь идет о проектном менеджменте, то управление может быть эффективным и неэффективным. Неэффективное - если потрачены средства, а результат мог быть достигнут быстрее и дешевле. Правильно и неправильно, эффективно и неэффективно - это всё. Остальные классификации по типам управления - попытка систематизации опыта разных компаний с целью создания науки о менеджменте.

Делегирование полномочий - это главный путь в отказе от ручного управления? Как его осуществить?

Когда прописываются бизнес-процессы, они изначально должны предполагать делегирование полномочий. Это закон, во всяком случае если стартап планирует превратиться в крупную компанию. Далее основной задачей становится подобрать правильных сотрудников на правильные позиции. Если вы неправильно подобрали сотрудников - вы ошиблись и все будет не так, как запланировано. С ростом компании ситуация может меняться, может стать необходимым внесение изменений в бизнес-процессы.

Ручное управление - это прямое вмешательство в полномочия других людей. Абсурдно говорить о делегировании полномочий, если вы сами лично лезете в дела каждого сотрудника. Если компания стоит на пути к отказу от ручного управления, то делегирование полномочий и внедрение стандартизированных бизнес-процессов является основным.

Как Вы считаете, большинству в России это не удается или не очень хочется?

Отечественным бизнесменам спокойнее, когда они сами вручную управляют своим бизнесом. Считается, что риск потерять свой бизнес значительно ниже, когда контролируешь все самостоятельно. Однако, это не всегда правда, так как в сутках всего 24 часа, а чем крупнее компания, тем больше требуется времени на контроль всего и вся. В крупном бизнесе просто невозможно руководить всей компанией с помощью ручного управления. Поэтому в конечном итоге или компания продолжает нести издержки упущенных возможностей, или бизнесмен привлекает консультантов, которые вырисовывают бизнес-процессы и предлагают пути решения, или бизнесмен самостоятельно пытается реформировать бизнес. Если есть возможность объединить глобальный опыт консультантов с конкретным опытом бизнесмена - это будет максимально эффективным решением.

Как осуществить переход от ручного управления к регламентному?

Технически регламентирование осуществляется просто - открываешь компьютер и начинаешь писать: что, где и как работает. Правда, перед этим необходимо изучить абсолютно все процессы в компании: выстроить схемы, цепочки. Далее прописываете подробно положения, все люди ознакомляются с ними, вы смотрите, как сотрудники на это реагируют, исполняют или нет, соответственно вводите какие-то изменения, чтобы все работало. Идеально также отследить, насколько изменились ключевые показатели до и после внедрения изменений.

Крупные компании при неповоротливости нередко многократно меняют системы управления… почему и как?

Если часто меняют систему управления компанией, значит, идет поиск выхода из кризисной ситуации. Однако при постоянном применении метода «шоковой терапии», появляются и дополнительные проблемы, например связанные с текучкой кадров - большинство сотрудников испытывает дискомфорт в подобных ситуациях. Когда в компании возникают проблемы, идеальным вариантом будет разобраться, почему так происходит, объяснить ситуацию сотрудникам и только после этого что-то менять. В нашей стране это не очень принято, но бизнес должен стараться быть социально ориентированным. В случае же, когда руководителя просто «шатает», изменение стиля управления сродни стрельбе с завязанными глазами - попадешь, не попадешь. Если мы говорим об управлении изменениями, то новую систему нужно всегда внедрять постепенно, поэтапно.

Отказавшись от ручного управления и создав успешный бизнес, можно отойти в сторону и любоваться и наслаждаться?

Если мы говорим о бизнесмене-управленце, он всегда должен анализировать направление развития своего бизнеса - то, как внешняя среда повлияет на бизнес в ближайшей перспективе. Стратегия подразумевает, что человек заранее продумывает свои действия, он просчитывает комбинации, сопоставляет, как что может быть, читает прессу. Это аналитическая работа. И при этом он должен успевать управлять компанией. Если бизнесмен - инвестор, то для него всегда будет наиболее важной капитализация компании, для управления у него есть топ-менеджеры.

Можно ли, отказавшись от ручного управления, не потерять «нюх»?

Крупный бизнес не может функционировать только на ручном управлении. Мелкий бизнес чаще всего работает на ручном управлении, в нашей стране во всяком случае. Если ваш бизнес работает на ручном управлении, а вы хотите от него уйти в сторону делегирования, то человек разумный спланирует этот переход - не спеша подберет людей, будет представлять, к чему он стремится. Нужно понимать, как это работает, подбирать человека, делать такую систему сдержек и противовесов, чтобы исполнитель эффективно выполнял свою функцию, а бизнесмен оставался стратегом и развивал компанию. Если же мы говорим об интуиции в бизнесе - то она или дана от рождения, или нет.

Топ-менеджмент ряда глобальных компаний фактически «приватизирует» компании?..

Да, это так, и это абсолютно нормально. Система стимулирования людей акциями компаний - это очень правильно. Это та самая европейская система, которая повышает лояльность сотрудников и ориентирует их на результат.

Критические точки контроля бизнеса - какие они в среднем, крупном и глобальном бизнесах?

Первая - себестоимость. Надо понимать, как формируется ваш продукт. Вторая - доходы: надо знать рынок, понимать, как формируется портфель клиентов, как работают конкуренты. Третья - это расходы: из чего складываются, как влияют на маржу и прибыль. Последнее - контроль движения денежных средств. С ростом масштаба бизнеса возникают дополнительные задачи: формирование стратегии, прогнозирование, планирование, рост капитализации, уровень дивидендов.

Отраслевые особенности стоит учитывать и как?

Какова роль и возможности IT в контроле над бизнесом?

Все зависит от того, что за бизнес. Если вы создаете с нуля бизнес, бизнес-процессы которого предполагают ежедневную обработку сотен операций - заявок от клиентов, то имеет смысл сразу предусмотреть необходимое программное обеспечение. Если же бизнес производит один стул и вы на это живете год, то, наверное, вам IT-департамент и софт не нужны, вы сможете, с помощью ручного управления, лично пяти людям, которые у вас работают, объяснить, что вам нужно, и это проконтролировать.

Люди и уход от ручного управления?

Если вы уходите от ручного управления, прежде всего вам нужно найти грамотных сотрудников, замотивировать их на результат, внедрить шкалу эффективности реализации изменений.

С какого раза можно уйти от ручного управления?

Если заранее все продумать и подготовить - то с первого.

* Сергей Удальцов, независимый эксперт, консультант по вопросам реструктуризации бизнеса, управлению изменениями. Окончил МГИМО, получил степень МВА в Высшем Институте Коммерции в Париже.

Беседовала Дина Карабекова, [email protected]