ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Схема гур камаз 4310 с описанием. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз. Признаки типовых неисправностей элемента

Как известно, управление направлением движения современных автомобилей осуществляется с помощью руля. Основа рулевого управления — скрытый в недрах автомобиля рулевой механизм. О том, что такое рулевой механизм, о его разновидностях, устройстве и принципах работы пойдет речь в этой статье.

на грузовиках, да и то - только в связке с усилителем руля. Реечный механизм на сегодняшний день является наиболее распространенным, он устанавливается почти на всех легковых автомобилях с передним приводом. Червячный механизм Червячный рулевой механизм - одно из классических решений, которое было особо популярным во второй половине прошлого века. Механизм представляет собой передачу из глобоидного червяка (он имеет переменный диаметр, который уменьшается к середине, и увеличивается к краям) и ролика либо сектора с зубьями. Червяк соединен с рулевым валом, а ролик или сектор имеет жесткую связь с сошкой (обычно ролик или сектор и рычаг представляют собой одну деталь), которая, в свою очередь, соединена с рулевыми тягами. При вращении рулевого колеса червяк передает момент ролику или сектору, и сошка отклоняется в ту или иную сторону, обеспечивая перемещение рулевых тяг и, соответственно, поворот колес. Червячный механизм обладает неплохими характеристи

Механизмы рулевого управления БАГУ

ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» (БАГУ) (г. Борисов, Республика Беларусь) — один из известных производителей рулевых механизмов. Завод производит механизмы рулевого управления различного типа, насосы гидроусилителя, гидроцилиндры ГУР и МОК, а также прочие автозапчасти.

шариковая гайка-поршень рейка-конический зубчатый сектор; Максимальная нагрузка на управляемую ось, кг: 1200; Максимальный крутящий момент на выходном валу механизма при максимальном давлении, равном 10 МПа, Н·м: 770; Максимально допустимая эксплуатационная температура рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля автомобиля, °С: 90; Направление винтовой канавки шарико-винтовой передачи: левое; Передаточное отношение механизма: 17,3:1; Полный угол поворота вал-сектора, градус: 80; Гидравлический люфт, не более, градус: 4; Производительность насоса, используемого с рулевым механизмом, дм3/мин: min 5 - max 7,5; Масса, не более, кг: 15; Применяемость: Автомобили ГАЗ-31105, -3110, -3102 (входной вал шлицевой). Механизм рулевой со встроенным гидроусилителем ШНКФ 453461.121 Тип передачи: винт-шариковая гайка-поршень рейка-прямозубый зубчатый сектор; Максимальная нагрузка на управляемую ось, кг: 1350; Максимальный крутящий момен

Опасайтесь подделок на продукцию БАГУ

Уважаемые покупатели, просим обратить внимание, что на российском рынке появились поддельные гидроусилители руля китайского производства, имитирующие маркировку ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель». Специалисты БАГУ выявили данную продукцию на выставке «Интеравто-2011», прошедшей в Москве.

вочные пробки не соответствуют конструкторской документации БАГУ. Также была обнаружена контрафактная продукция компании «QUANXING Machining group co., LTD», выпускающей изделия под торговой маркой «QUANXING». Данная компания производит гидроусилители руля, имитирующие внешним видом продукцию БАГУ. При этом на ГУР «QUANXING» используется номерная табличка собственного дизайна и изготовления. Чтобы опознать контрафактную продукцию завода QUANXING, обратите внимание, пожалуйста, на следующие отличительные признаки: Номерная табличка - на английском языке, без указания логотипа завода; Продукция окрашена в два цвета: черный и красный; Продукция, маркируемая на английском языке, имеет внутренний номер производителя, а также серийный номер, имитирующий маркировку завода БАГУ. Ниже представлена таблица, в которой указаны некоторые модели и отличительные признаки контрафактных насосов ГУР: Модификаци

_________________________________________________________________________________________

Регулировки ГУР Камаз

Работа гидроусилителя руля (ГУР) автомобилей Камаз осуществляется следующим образом. При прямолинейном движении винт 15 (рис.1) и золотник 20 находятся в среднем положении. Линии нагнетания 26 и слива 32, а также обе полости 7 и 25 гидроцилиндра соединены.

Рис.1. Схема работы гидроусилителя рулевого управления Камаз-4310, 5320

1 - колесо рулевое; 2 - пружина предо-хранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 - фильтр; 4 - насос гидроусилителя руля; 5 - клапан перепускной; 6 - вал сошки с зубчатым сектором; 7 - полость задняя гидроусилителя; 8 - поршень-рейка; 9 - сошка; 10 - тяга продольная; 11 -Тяга поперечная; 12 - колесо переднее автомобиля; 13 – пробка магнитная; 14 - гайка шариковая; 15 - винт; 16 - картер рулевого механизма; 17 - клапан обратный; 18 - клапан предохранительный рулевого механизма; 19 - клапан управления гидроусилителем; 20 - золотник; 21 - подшипник упорный; 22 - плунжер реактивный; 23 - пружина центрирующая; 24 - редуктор угловой; 25 - полость передняя гидроусилителя; 26 - линия нагнетания; 27 - вал карданный; 28 - радиатор; 29 - колонка рулевая; 30 - фильтр заливочный; 31 - бачок насоса (гидроусилителя); 32 -линия слива; 33 - пружина перепускного клапана; 34 - клапан предохранительный насоса; 35 - клапан перепускной; А и В - дросселирующие отверстия; I - движение прямо или нейтраль; II - поворот направо; III - поворот налево

Масло свободно проходит от насоса ГУР Камаз-4310, 5320 через клапан 19 управления и возвращается в бачок 31 гидросистемы. При поворачивании водителем рулевого колеса 1 винт 15 вращается.

Вследствие сопротивления повороту колес, первоначально удерживающего колеса 12 и поршень-рейку 8 на месте, возникает сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону.

Когда эта сила превысит усилие предварительного сжатия центрирующих пружин 23, винт перемещается и смещает жестко связанный с ним золотник.

При этом одна полость цилиндра гидроусилителя рулевого управления Камаз сообщается с линией нагнетания и отключается от линии слива, другая – наоборот, оставаясь соединенной со сливом, отключается от линии нагнетания.

Рабочая жидкость, поступающая от насоса ГУР Камаз в соответствующую полость цилиндра, оказывает давление на поршень-рейку 8 и, создавая дополнительное усилие на секторе вала 6 сошки рулевого управления, способствует повороту управляемых колес.

Давление в рабочей полости цилиндра ГУР Камаз-4310, 5320 устанавливается пропорциональным величине сопротивления повороту колес. Одновременно возрастает давление в полостях под реактивными плунжерами 22.

Чем больше сопротивление повороту колес, а следовательно, выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, а также усилие на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создается "чувство дороги".

При прекращении поворота рулевого колеса, если оно удерживается водителем в повернутом положении, золотник, находящийся под действием центрирующих пружин и нарастающего давления в реактивных полостях, сдвигается к среднему положению. При этом золотник не доходит до среднего положения.

Размер щели для прохода масла в возвратную линию установится таким, чтобы в находящейся под напором полости цилиндра, поддерживалось давление, необходимое для удерживания управляемых колес в повернутом положении.

Если переднее колесо при прямолинейном движении автомобиля начнет резко поворачиваться, например, вследствие наезда на какое-либо препятствие на дороге, вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать поршень-рейку ГУР Камаз.

Поскольку винт не может вращаться (водитель удерживает рулевое колесо в одном положении), он тоже переместится в осевом направлении вместе с золотником.

При этом полость цилиндра гидроусилителя рулевого управления Камаз-4310, 5320, внутрь которой движется поршень-рейка, будет соединена с линией нагнетания насоса и отделена от возвратной линии. Давление в этой полости цилиндра начнет возрастать, и удар будет уравновешен (смягчен) возрастающим давлением.

Винт, гайка, шарики, упорные подшипники, а также угловая передача, карданный вал и колонка рулевого управления при работе гидроусилителя руля ГУР Камаз нагружены относительно небольшими силами.

В то же время зубчатое зацепление рулевого механизма, вал сошки и картер воспринимают основное усилие, создаваемое давлением масла на поршень-рейку.

Насос ГУР Камаз

Насос ГУР Камаз-4310, 5320 с бачком для масла (рис.2) установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала двигателя. Шестерня 1 зафиксирована на валу 5 насоса шпонкой 6 и закреплена гайкой 2 со шплинтом 3.

Рис.2. Насос гидроусилителя руля ГУР Камаз

1 -шестерня привода; 2 - гайка крепления шестерни; 3 -шплинт; 4, 15 - шайбы; 5 - вал насоса; 6 - шпонка сегментная; 7, 10 - кольца упорные; 8 - подшипник шариковый; 9 - кольцо маслосъемное; 11 - манжета: 12 - подшипник игольчатый; 13 - крышка заливной горловины; 14 - фильтр заливной; 16 - болт; 17, 36, 39 -кольца уплотнительные; 18 - труба фильтра; 19 - клапан предохранительный; 20 - крышка бачка с пружиной; 21, 27, 28 - прокладки уплотнительные; 22 - бачок насоса; 23 - фильтр; 24 - коллектор; 25 - трубка бачка; 26 -штуцер; 29 - крышка насоса; 30 - пружина перепускного клапана; 31 - седло предохранительного клапана; 32 -прокладки регулировочные; 33 - клапан комбинированный; 34 - диск распределительный; 35 -пластина
насоса; 37- статор; 38 - ротор; 40 - корпус насоса; А и В - отверстия дросселирующие

Насос ГУР Камаз пластинчатого типа, двойного действия, то есть за один оборот вала совершаются два полных цикла всасывания и два – нагнетания. В роторе 38 насоса ГУР Камаз, который размещен внутри статора 37 и приводится в движение шлицованным концом вала насоса, имеются десять пазов, в которых перемещаются пластины 35.

Статор насоса ГУР Камаз-4310, 5320 с одной стороны прижимается к точно обработанному торцу корпуса 40 насоса, с другой стороны к статору прилегает распределительный диск 34.

Положение статора относительно корпуса и распределительного диска зафиксировано штифтами. Стрелка на наружной поверхности статора указывает направление вращения вала насоса.

При вращении вала насоса гидроусилителя руля Камаз-4310, 5320 пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости крышки насоса по каналам в распределительном диске.

Между внешней поверхностью ротора, пластинами и внутренней поверхностью статора образуются камеры переменного объема. Объем указанных камер при прохождении зон всасывания увеличивается и они заполняются маслом.

Для более полного заполнения камер масло подводится как со стороны корпуса насоса ГУР Камаз через два окна, так и со стороны углублений в распределительном диске через шесть отверстий, выполненных в статоре и расположенных по три против окон всасывания.

При прохождении зон нагнетания объем между пластинами уменьшается, масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через калиброванное отверстие А с линией нагнетания.

На участках поверхности статора насоса ГУР Камаз с постоянным радиусом (между зонами всасывания и нагнетания) объем камер не изменяется. Эти участки необходимы для того, чтобы обеспечить минимальные утечки рабочей жидкости (перетекание масла между зонами).

Во избежание «запирания» масла, которое препятствовало бы перемещению пластин, пространство под ними связано посредством дополнительных малых каналов в распределительном диске с полостью в крышке 29 насоса.

Вал насоса ГУР Камаз вращается в корпусе на игольчатом 12 и шариковом 8 подшипниках, которые в принятой конструкции качающей сборочной единицы насоса разгружены от радиальных сил.

Насос ГУР Камаз снабжен расположенным в крышке комбинированным клапаном 33, совмещающим в себе предохранительный и перепускной клапаны.

Первый в данном случае является дополнительным (резервным) предохранительным клапаном в гидросистеме. Регулируется на давление 8336... 8826 кПа (85... 90 кгс/см2). Второй ограничивает количество масла, поступающего в систему.

Работа перепускного клапана насоса ГУР Камаз осуществляется следующим образом. При минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 30 (см. рис.2) к распределительному диску.

Масло из полости в крышке насоса через калиброванное отверстие А поступает в линию нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пружина 30, сообщается с линией нагнетания отверстием малого диаметра.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя, а значит и подачи насоса ГУР Камаз, за счет сопротивления отверстия А образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) и канале нагнетания насоса (за клапаном).

Перепад давлений тем больше, чем большее количество масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от величины давления.

Избыточное давление в полости крышки насоса ГУР Камаз, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины.

При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается, и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход части масла из полости крышки в бачок.

Чем больше масла подает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Таким образом, увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.

Работа перепускного клапана насоса ГУР Камаз при срабатывании встроенного в него предохранительного клапана осуществляется аналогичным образом.

Открываясь, шариковый клапан пропускает небольшой поток масла в бачок через радиальные отверстия в перепускном клапане. При этом давление на правый торец перепускного клапана насоса ГУР Камаз падает, поскольку поток масла, идущий через шариковый клапан, ограничен отверстием В.

Клапан в этом случае, перемещаясь вправо, открывает выход в бачок большей части перепускаемого масла. Настройка предохранительного клапана должна осуществляться только с применением регулировочных шайб 32, подкладываемых под седло 31 клапана.

Для предотвращения шума и уменьшения износа деталей насоса насоса ГУР Камаз при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя предусмотрен коллектор 24, который принудительно направляет сливаемое перепускным клапаном масло во внутреннюю полость корпуса насоса, обеспечивая таким образом избыточное давление в зонах всасывания.

Это необходимо во избежание образования чрезмерного разрежения и, как следствие, появления кавитации. Специально подобранное переменное сечение внутренней полости коллектора до и после отверстий в нем способствует тому, что потоком масла в коллекторе одновременно в нужном количестве захватывается масло из бачка гидросистемы.

Бачок 22 гидросистемы Камаз, отштампованный из листовой стали, крепится непосредственно к корпусу и крышке насоса с помощью четырех болтов через промежуточные резиновые прокладки 28.

В бачке гидросистемы насоса ГУР Камаз размещены разборный сетчатый фильтр 23, представляющий собой пакет отдельных фильтрующих элементов, который при значительном засорении отжимается вверх возросшим давлением.

При этом масло непосредственно поступает в бачок. Кроме того, в бачке имеется заливной фильтр 14 и предохранительный клапан 19, препятствующий увеличению давления в полости бачка над маслом больше чем на 19,6... 29,4 кПа (0,2. .0,3 кгс/см2).

Крышка 20 бачка уплотняется резиновыми прокладками 21 и кольцом 17. Уплотнение торцовых поверхностей корпуса и крышки со статором обеспечивается резиновыми кольцами 36 и 39 круглого сечения.

Трубопроводы системы гидроусилителя руля Камаз

Для трубопроводов в системе гидроусилителя руля Камаз применяют стальные цельнотянутые трубы и резиновые рукава оплеточной конструкции.

Рукава высокого давления имеют две внутренние комбинированные оплетки, состоящие из хлопчатобумажных и лавсановых нитей. Концы рукава заделываются в специальные наконечники, обжимаемые при сборке.

Рукава низкого давления имеют одну внутреннюю нитяную (лавсановую) оплетку и крепятся на трубопроводах гидросистемы с помощью хомутиков.

Соединение труб между собой и крепление их к насосу и клапану управления гидроусилителем осуществляется накидными гайками и штуцерами с наружной резьбой.

Уплотнение трубопроводов обеспечивается тем, что концы труб, выполненные с двойной развальцовкой, прижимаются к коническим поверхностям соответствующих деталей.

Момент затяжки гаек в соединениях трубопроводов должен быть в пределах 78,5... 98,1 Нм (8 ... 10 кг/см).

Радиатор предназначен для охлаждения масла в системе гидроусилителя руля Камаз и представляет собой алюминиевую оребренную трубу, установленную перед радиатором охлаждения двигателя.

Масло от рулевого механизма к радиатору и от радиатора к насосу подводится по резиновым рукавам.

Ремонт ГУР Камаз

Приступая к ремонту ГУР Камаз, насоса гидроусилителя руля и других сборочных единиц рулевого управления, имейте в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа, в этих сборочных единицах недопустимо.

Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства.

Проверяйте и регулируйте ГУР Камаз на автомобиле при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.

Предварительно проверьте балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазки в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес.

Кроме того, проверьте уровень масла в бачке насоса гидроусилителя Камаз, убедитесь в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.

Усилие на рулевом колесе измеряйте пружинным динамометром, прикрепленным к ободу колеса в следующих его положениях:

Рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения. Усилие на рулевом колесе должно быть 5,9... 15,7 Н (0,6... 1,6 кгс).

В этом случае зацепление и шарико-винтовая пара выведены в положение, близкое к крайнему, где трение в этих узлах практически исключено, а величина усилия определяется преимущественно моментом трения в упорных подшипниках, уплотнениях и втулках гидроусилителя Камаз.

Несоответствие усилия на ободе рулевого колеса указанной величине свидетельствует о неправильной (недостаточной или чрезмерной) затяжке упорных подшипников винта, либо означает, что повреждены детали узла шариковой гайки.

Недостаточная затяжка упорных подшипников приводит к нарушению курсовой устойчивости автомобиля; чрезмерная, наряду с повреждением деталей узла шариковой гайки, - к заклиниванию рулевого механизма.

Рулевое колесо повернуто на 3/4 оборота от среднего положения. Усилие не должно превышать19,6... 22,6 Н (2 ... 2,3 кгс). При этом положении добавляется трение в шарико-винтовой паре за счет предварительного натяга шариков.

Отклонение величины усилия на ободе рулевого колеса от указанных значений вызывается повреждением деталей узла шарико-винтовой пары.

Рулевое колесо проходит среднее положение. Усилие на рулевом колесе должно быть на 3,9... 5,9 Н (0,4...0,6 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 21,8 Н (2,2 кгс).

В этом случае проверяется регулировка зубчатого зацепления гидроусилителя Камаз. Если усилие меньше указанной величины, зазор в зубчатом зацеплении больше допустимого.

Если усилие больше - зацепление слишком затянуто, что может являться, наряду с другими факторами, причиной плохого самовозврата управляемых колес в среднее положение.

Если при измерении усилий в перечисленных выше положениях окажется, что они не соответствуют указанным величинам, отрегулируйте ГУР.

При необходимости, снимите механизм с автомобиля для выполнения работ по его частичной или полной разборке и дополнительной проверке.

Регулировку ГУР Камаз начинайте с замера усилия в третьем положении. При этом с помощью регулировочного винта вала сошки доведите усилие до нормы.

При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, при вращении против часовой стрелки - уменьшаться.

Для регулировки усилия в первом положении следует произвести частичную разборку рулевого механизма, для того чтобы подтянуть или ослабить гайку крепления упорных подшипников.

Для устранения причин несоответствия усилия во втором положении требуется полная разборка гидроусилителя.

При проверке давления в гидросистеме рулевого управления Камаз в напорной магистрали между насосом и рулевым механизмом установите приспособление (рис.3), имеющее манометр 2 со шкалой до 9810 кПа (100 кгс/см2) и вентиль 1, прекращающий подачу масла к гидроусилителю.

Рис.3. Схема проверки давления в гидросистеме рулевого управления Камаз

1 - вентиль; 2 - манометр; 3 - магистраль высокого давления; 4 - насос; 5 - магистраль низкого давления; 6 - механизм рулевой

При проверке давления откройте вентиль и поверните рулевое колесо до упора, приложив к рулевому колесу усилие не менее 98,1 Н (10 кгс). Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 600 мин-1 должно быть не менее 7355 кПа (75 кгс/см2).

Если давление масла будет меньше 7355 кПa (75 кгс/см2), то медленно заверните вентиль, следя за повышением давления по манометру. При исправном насосе давление должно подниматься и быть не менее 8336 кПa (85 кгс/см2).

В этом случае неисправность нужно искать в рулевом механизме (неправильная регулировка предохранительного клапана или чрезмерные внутренние утечки). Если давление не увеличивается, то неисправен насос.

Если давление при закрытом вентиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 7355 кПa (75 кгс/см2), то неисправными могут быть оба агрегата.

Для проверки правильности работы клапана управления гидроусилителем Камаз отсоедините продольную рулевую тягу, откройте вентиль и поверните рулевое колесо до упора с приложением усилия не менее 98,1 Н (10 кгс) при частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1.

При прекращении действия усилия на рулевое колесо давление должно понизиться до 294... 490 кПa (3... 5 кгс/см2). Такую проверку проведите в двух крайних положениях. Если давление не понизится, то это свидетельствует о заедании золотника или реактивных плунжеров клапана.

При проверке нельзя держать вентиль закрытым, а колеса повернутыми до упора более 15 с. Проверку проводите при температуре масла в бачке 65...75°С. При необходимости масло можно нагреть, поворачивая колесо до упоров в обе стороны и удерживая их в крайних положениях не более 15 с.

Регулировка затяжки подшипников вала рулевой колонки Камаз проводите, если ощущается осевое переме­щение вала, а момент вращения вала менее 29,4... 78,5 Нcм (3... 8 кгс/см), что соответствует усилию 1,15... 3,08 Н (0,118...0,314 кгс), приложенному на радиусе рулевого колеса 255 мм, при отсоединенном карданном вале.

Отрегулируйте затяжку подшипников вращением регулировочной гайки, предварительно разогнув ус стопорной шайбы. При регулировании, подтягивая гайку, поворачивайте вал 1 за рулевое колесо в обе стороны, чтобы не перезатянуть гайку.

Недопустима затяжка гайки с последующим отворачиванием ее для получения указанного момента вращения вала рулевой колонки Камаз, так как при этом могут быть повреждены штампованные из листовой стали кольца подшипников вала рулевой колонки.

После окончания регулирования один из усиков стопорной шайбы вновь загните в паз гайки. Если по каким-либо причинам колонка рулевого управления разбиралась, то при сборке в подшипники вала заложите свежую смазку.

При сборке карданного вала Камаз следите за тем чтобы оси отверстий в вилках для крепежных клиньев находились в параллельных плоскостях.

Карданный вал руля Камаз устанавливайте таким образом, чтобы вилка со шлицевой втулкой была обращена вверх. При этом заложенная в полость втулки смазка обеспечивает лучшее смазывание шлицев.

Для снятия рулевого колеса, если оно не снимается от легких постукиваний молотком снизу вверх, используйте съемник.

Предварительно сняв декоративную крышку и отвернув гайку крепления рулевого колеса, введите крюки захвата в отверстия ступицы рулевого колеса и поверните по часовой стрелке до упора. Упирая наконечник в торец вала, вворачивайте винт в захват до полного снятия рулевого колеса.

При установке рулевого колеса затяните гайку крепления его, обеспечив момент затяжки 59... 79 Нм (6... 8 кг/см).

Для проверки, регулировки и ремонта предохранительного клапана ГУР Камаз при отказе или нестабильной работе:

Слейте масло из системы гидроусилителя руля Камаз;

Сняв пломбу и расшплинтовав пробку гнезда предохранительного клапана, промойте ветошью, смоченной керосином или дизельным топливом, бобышку корпуса клапана управления гидроусилителем, в которой размещен предохранительный клапан;

Отверните пробку гнезда предохранительного клапана и, вынув неисправный клапан, закройте отверстие в корпусе клапана гидроусилителя чистой бумагой или салфеткой;

Промойте клапан керосином и проверьте отсутствие забоин и посторонних частиц на его корпусе, посадочных кромках игольчатого клапана, на седле и на внутренних поверхностях отверстия в корпусе клапана управления. Посторонние частицы удалите. Проверьте также целостность резинового уплотнительного кольца и пружины клапана;

При давлении масла до 6377 кПa (65 кгс/см2) утечки из-под предохранительного клапана недопустимы. Если утечки имеются, клапан осторожно разберите и продуйте детали струей сжатого воздуха. Клапан должен открываться полностью при давлении 7357,5... 7848 кПa (75 ... 80 кгс/см2).

При отсутствии специального приспособления допускается проверку правильности регулирования предохранительного клапана проводить на автомобиле.

Клапан ГУР Камаз отрегулируйте вращением резьбовой пробки. После регулирования резьбовую пробку законтрите. Зашплинтуйте контргайку проволокой и поставьте пломбу.

Для облегчения сборки и во избежание защемления уплотнительного кольца посадочное место в отверстии корпуса клапана управления и само кольцо смажьте смазкой ПВК ГОСТ 19537-74;

Для снятия ГУР Камаз:

Наклоните кабину в первое положение (42°);

Расшплинтовав и отвернув гайки, выньте стяжные болты сошки или отогнув усики стопорной щайбы, отверните гайку верхней головки сошки;

Съемником снимите сошку, вворачивая винт в захват 1 съемника и упираясь наконечником 2 в торец вала сошки (выколачивание сошки может вызвать поломку деталей);

Выверните магнитную пробку и слейте масло из картера рулевого механизма Камаз, для более полного слива поверните рулевое колесо два-три раза из одного крайнего положения в другое;

Отсоедините трубопроводы высокого и низкого давления от рулевого механизма и слейте оставшееся в насосе масло;

Отсоедините карданный вал рулевого управления Камаз от рулевого механизма, для этого выньте шплинт, отверните гайку клина и выбейте клин;

Выверните болты, крепящие картер рулевого механизма к кронштейну передней рессоры, и снимите рулевой механизм;

Очистите и промойте наружную поверхность рулевого механизма;

Слейте остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая вал ведущей шестерни углового редуктора два-три раза из одного крайнего положения в другое.

При установке гидроусилителя Камаз:

Установите механизм на передний кронштейн левой передней рессоры и закрепите его болтами с моментом затяжки 275... 314 Нм (28... 32 кг/см);

Подсоедините нагнетательный и сливной трубопроводы к клапану управления гидроусилителем;

Присоедините карданный вал рулевого управления Камаз к рулевому механизму, предварительно совместив отверстие в вилке кардана и лыску под клин на вале ведущей шестерни, забейте клин, заверните и зашплинтуйте гайку с моментом затяжки гайки крепления клина 13,7... 16,7 Нм (1,4... 1,7 кг/см);

Залейте масло и прокачайте систему гидроусилителя Камаз

Предварительно разжав клином прорезь верхней головки сошки, наденьте сошку рулевого управления на вал рулевого механизма Камаз, вставьте стяжные болты, наверните на болты гайки, затяните их и зашплинтуйте с моментом затяжки 177... 196 Нм (18...20 кг/см). Гайки болтов должны быть расположены с противоположных сторон головки сошки;

Проверьте герметичность соединений и шлангов гидросистемы рулевого управления. Подтекание масла из соединений не допускайте.

Разборку и проверку ГУР Камаз проводите в следующем порядке:

Вывернув болты крепления, снимите боковую крышку вместе с валом сошки. При извлечении вала сошки предварительно очистите его шлицевой конец.

Проверьте осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, отрегулируйте осевой зазор путем подбора регулировочной шайбы.

Регулировочный винт должен иметь осевое перемещение относительно вала сошки 0,02... 0,08 мм и вращаться при этом плавно, без заеданий.

Или же ГУР - просто необходимость для большегрузных и тяжелых авто. И если на легковых машинах многие обходятся без этого помощника, то попробуйте повернуть руль "Камаза" без него. Сегодня мы все узнаем про ГУР "Камаз": устройство механизмов, принцип работы, а также поговорим о типичных неисправностях и о ремонте.

Задачи, которые решает ГУР

Основная цель усилителя в том, чтобы максимально облегчить усилие, которое необходимо для поворота руля в случае выполнения различных маневров на небольших скоростях.

Также усилитель делает воздействие на руль более ощутимым на высокой скорости.

Устройство

Какое имеет ГУР "Камаз" состоит из распределителя, жидкости, насоса, а также из соединителей и блока электронного управления.

Распределитель необходим для направления потоков гидравлических жидкостей в полости системы. Гидроцилиндр решает задачи преобразования гидравлического давления в механическую работу штоков и поршней. Жидкость не только передает усилия от насоса на гидроцилиндр, но и смазывает трущиеся узлы и детали. Насос его призван постоянно поддерживать необходимое давление. Также он способствует циркуляции жидкостей. Соединитель или трубка ГУРа "Камаза" служит для объединения между собой всех элементов этой конструкции. И наконец, электронный блок. Он направляет и регулирует работу усилителя.

Устройство типичного ГУРа

Какое имеет ГУР ("Камаз") устройство? Зачастую исполнительные механизмы представлены в едином корпусе с рулевой системой. Такой усилитель можно назвать интегральным. В качестве гидравлической жидкости применяются различные масла типа ATF. Такие обычно льют в FRGG.

Как он работает? У ГУР "Камаза" схема работы очень проста. При вращении рулевого колеса роторный или же который приводится в действие при помощи ремня коленвала, начнет качать масло из бачка, а затем будет нагнетать гидравлическую жидкость под достаточно высоким давлением в распределитель золотникового типа. Последний отслеживает усилие, которое прилагается к рулевому колесу и оказывает помощь в повороте колес. Для этого применяют специальное следящее устройство. Часто таким элементом в типичных системах выступает торсион. Он встраивается в разрез рулевых валов.

Если автомобиль стоит или же двигается по прямой траектории, тогда усилия на валу рулевой системы нет. Соответственно, торсион открыт, а клапаны распределителя перекрыты. Масло в этом случае сбрасывается в бачок. Когда фиксируется поворот руля, торсион закручивается. Золотник освобождает каналы, а рабочая жидкость направляется к исполнительному устройству.

Если система оснащена реечным механизмом, тогда жидкость подается непосредственно в корпус рейки. Когда руль повернут до упора, тогда в дело включаются предохранительные клапаны, которые вовремя сбрасывают давление и защищают механические узлы от возможных повреждений.

ГУР "Камаз-5320"

Устройство его практически ничем не отличается от стандартного усилителя. Здесь тоже присутствуют распределитель, редуктор, а также гидравлический цилиндр, встроенный в рулевую.

Работа этого узла возможна лишь при постоянном движении рабочей жидкости. Так обеспечивается низкая нагрузка на насос. Давление в системе составляет 8000 кПа. Силовой цилиндр интегрирован в картер рулевого механизма. В качестве управляющего клапана используется золотниковый клапан, оснащенный системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Они создают ощущения сил сопротивления в момент поворота колес.

ГУР "Камаз-4310"

Этот узел здесь практически полностью такой же, как и в модели 5320. Принцип работы ГУР "Камаз-4310", устройство и конструкция этого узла практически ничем не отличаются. Основное отличие лишь в усилении некоторых частей, а также в измененном креплении рулевой сошки. Здесь болты, шплинты и другие крепежные детали теперь заменены на гайки со стопорными шайбами.

Гидравлический насос

Насос ГУР монтируется в развале блока цилиндров.

На "Камазах" применяется привод шестеренчатого типа, однако относится насос к лопастному типу. Он имеет двойное действие. За один полный оборот он выполняет два цикла нагнетания и всасывания.

Устройство

Какое имеет устройство насос ГУР "Камаз"? Этот узел состоит из деталей корпуса, статора и ротора, который оснащен лопастями. Также в конструкции применен вал с подшипниками и шестерней для привода. Кроме насоса, в конструкции имеется распределительный диск, а также перепускные и предохранительные клапаны. Еще имеется бачок, фильтр и коллектор.

Детали корпуса, статор, а также крышка соединены и скреплены при помощи четырех болтов. Корпус имеет полость, куда попадает всасываемое масло. В торце его можно найти два отверстия овальной формы. По ним гидравлическая жидкость подается на ротор. В крышке имеется специальная расточка для распределительного диска, отверстия для клапанов, а также канал. Снизу в крышке есть отверстие для калибровки.

Ротор смонтирован в статоре при помощи шлицов. В пазах его размещены лопасти. Вал может вращаться при помощи шариковых подшипников. Жидкость направляется к лопастям с помощью распределительного диска. С помощью пружины диск плотно прижимается к статору и к ротору. Затем ограничивает работу насоса, а предохранительный элемент сдерживает давление, которое создается при помощи насоса.

Есть и специальный бачок для жидкости. Он закреплен на корпусе насоса. В бачке имеется специальный сетчатый фильтр. Здесь можно найти и заливной фильтр, а также предохранительный клапан.

Как работает насос?

Когда лопасти ротора вращаются, то при воздействии инерции они прижимаются к статору. В лопасти, которые совпадают с отверстиями в корпусе, а также распределительным диском, подается жидкость. Затем она закачивается при помощи лопастей в более узкую часть между ротором и статором. Когда рабочие полости совпадут с отверстиями в диске, жидкость выйдет через отверстия за диск. А оттуда под высоким давлением уйдет по нижнему клапану в систему. Масло из полости за диском попадает на лопасти ротора и еще сильнее прижимает их к поверхности статора.

Закачка и всасывание работают в один момент сразу в двух местах. Когда частота оборотов ротора увеличивается, то масло из полости за диском не проходит через калибровочное отверстие. Так растет давление, открывает перепускной клапан. Немного жидкости через коллектор попадает опять во всасывающую полость. Так производительность механизма уменьшается.

О самых характерных поломках, которые присущи ГУРу

Нужно сказать, что неисправности ГУР "Камаза" случаются нечасто. При качественной эксплуатации и своевременном ТО этого узла можно забыть даже о частых регулировках. Однако, пусть и нечасто, можно прочитать о проблемах с усилителем.

Если бы не русская зима, тогда ГУР бы работал все время эксплуатации грузовика. Однако зимние морозы, ужасные дороги часто ведут к слишком раннему износу механизмов ГУРа. Обычно все поломки можно разделить на проблемы с механической частью и гидравлические неисправности.

И механические, и гидравлические проблемы могут появиться в любой части узла. Как и любая усилитель не терпит холода. Особенно он не любит слишком резких изменений. Тот же насос нагнетает довольно сильное давление. Следовательно, если вдруг повысится вязкость рабочего масла, то может выдавить сальники.

К тому же не всегда удается соблюдать хотя бы самые простые правила безопасного использования. Часто водители оставляют машины с вывернутыми колесами в большие морозы. После того как будет запущен мотор, давление будет расти лишь с одной стороны. В итоге выдавит сальник. Также мало кто по регламенту заменяет гидравлическую жидкость. А она со временем может загустеть. Это приводит к излишнему давлению.

Но это зима, а что летом? А здесь проблемы появляются преимущественно из-за пыли или грязи. Достаточно лишь совсем небольшой разгерметизации системы, и вскоре потребуется ремонт ГУР "Камаза". Так, при разгерметизации изнашиваются штоки и втулки. Первые сразу ржавеют и увеличивают износ вторых. Через пару сотен километров зазоры между штоком и втулкой станут больше допустимых. Так, рулевая рейка будет стучать.

Соблюдайте чистоту и уровень рабочей жидкости

Чтобы не было проблем с усилителем руля, нужно соблюдать чистоту. Грязная гидравлическая жидкость способна значительно ускорить износ насоса и уплотнителей в механике рулевой рейки грузового автомобиля.

Необходимо стараться смотреть за уровнем масла в бачке. Если уровень ниже, насос будет работать в режиме преждевременного износа.

Признаки типовых неисправностей элемента

Если при движении нужно постоянно выравнивать автомобиль при помощи руля, то необходимо проверить наличие свободного хода рулевого колеса. Если он выше, чем нужно, следует отрегулировать ход. Также нужно убедиться и проверить, не износились ли части винтовой пары.

В случае попадания воздуха в гидравлику в бачке можно увидеть вспененную и мутную жидкость. В этом случае нужно промыть и прокачать системы. Также подлежит замене фильтр. Кроме этого, одна из типичных неисправностей - прокладка коллектора, которая может износиться.

Ремонт и регулировки

Ремонтные работы сводятся к замене изношенных деталей или узлов. Все запчасти для усилителя производятся и есть в схемах сборочных единиц. Восстановлению детали не подлежат.

Для регулировок необходимо иметь специальный инструмент - динамометр, а для проверки давления понадобится манометр.

Итак, мы выяснили, какое имеет ГУР "Камаз" устройство, неисправности, конструкцию и принцип работы.

Гидроусилитель руля на КАМАЗ или сокращенно ГУР - нужный и очень полезный агрегат автомобиля КАМАЗ, который помогает водителю управлять транспортом.

Рулевые механизмы (ГУР). Новые, завод.
Код Артикул Наименование Цена
Гур01 4310-3400020-01 25000
Гур02 4310-3400020-03 Механизм рулевой на КАМАЗ Борисов 35600
Гур03 53212-3400020 Механизм рулевой на КАМАЗ старого образца 7000
Гур04 6540-3400020-01 Механизм рулевой на КАМАЗ 6540 (8х4) 36500
Гур05 C700-VW117-11 717-110 Механизм рулевой на КАМАЗ RBL 52000

Обращаем внимание, на нашем сайте представлена как оригинальная продукция завода КАМАЗ, приобретённая официально, так и детали заводов смежников, не имеющих отношения к товарному знаку КАМАЗ. Упоминания КАМАЗ в описаниях товара может говорить о принадлежности запчасти к автомобилям КАМАЗ и прочую информацию не связанную с товарным знаком.

Чем отличается рулевой механизм 4310-3400020-03 от Гура на КАМАЗ 4310-3400020-01 , снятого с производства:
По размерам и присоединению ГУР 4310 -01 полностью идентичен с моделью -03.
Техническими характеристиками новая модификация тоже не отличается от базовой.

Основное отличие 4310-3400020-03 – установлен встроенный концевой выключатель, разработанный на уменьшение нагрузок происходящих в Гуре при максимальном угле поворота руля.
ГУР на КАМАЗ 4310 устанавливался на автомобили: 4310, 4326, 43101, 43114, 43118, 4308, 65115 и другие.

Вкратце, мы переберем главные особенности, строение, типичные поломки и рекомендации по обслуживанию. Иногда водители не придают внимания рулевому механизму для КАМАЗ, конечно «вращается руль и ладно, разве может быть по другому». Конечно может! При неисправности ГУР через несколько километров вы откажетесь управлять грузовой машиной.
Гидроусилитель руля КАМАЗ - устройство являющееся элементом рулевого механизма, которое помогает в управлении машиной.

ГУР на КАМАЗ создан для:
- контролировать устойчивость траектории движения;
- уменьшат усилия водителя при повороте руля
- сохраняет обратную связь руля и колес

Гидроусилитель руля на КАМАЗ в деталях:
- распределитель, направляющий поток жидкости в системе;
- гидроцилиндр, корректирующий давление жидкости в работу штока и поршня;
- рабочая жидкость, смазывающая трущиеся детали и передающая давление к г.цилиндру;
- насоса;
- шлангов, соединяющих все детали внутри механизма;
- мозгов, которые регулируют рабочие моменты ГУРа.

Советы по эксплуатации гидроусилителя руля на КАМАЗ (ГУР на КАМАЗ):

Чтобы устройство служило долгие годы, выполняйте рекомендации:
- ответственно проверяйте масло в механизме (минимум 1 раз в 2 недели)
- регулярно меняйте его и фильтра 2 раза в год, а если при осмотре вы заметили грязь или изменение цвета – срочно.
- не допускается использование «на сухую»
- контролировать натяжения ремней.

Основные виды поломки гидроусилителя руля на КАМАЗ и их причины:

1. Нестабильная курсовая устойчивость, приходится регулярно поправлять траекторию движения.
- причина может быть в свободном ходе рулевого колеса
- повреждены или выработаны части на винтовой паре механизма
- заели реактивные плунжера, корпус клапана управления ГУР, почистить.

2. Фильтр поврежден или забит грязью:
- масло становится мутным, в бачке образуется пена из-за попадания воздуха в систему, требуется поменять фильтр или промыть.
- повреждения коллектора или прокладки

3. Не стабильная работа рулевого механизма (ГУР на КАМАЗ).
- нарушено натяжение, проверить зубчатое зацепление и отрегулировать рулевой механизм.
- забита грязью система фильтра или детали изношены, проверка и замена.
- разгерметизация клапана обратки Гура для КАМАЗ
- воздух внутри системы, поможет прокачка.

У нас есть все модели ГУРов для КАМАЗ, если вы ищите где купить гидроусилитель на КАМАЗ обращайтесь в наш Центр.
Быстро доставим ваш рулевой механизм по всей России.

Усилитель рулевого привода Камаз 4310


Усилитель рулевого привода предназначен для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу при повороте автомобиля, смягчения толчков и ударов, передавае-емых от управляемых колес на рулевое колесо при движении по неровной дороге, и повышения безопасности движения на высоких скоростях при разрыве шины переднего колеса.

Усилитель гидравлический с реактивным плунжером; объединен в одном корпусе с редуктором рулевого механизма. Емкость системы гидроусилителя 4,2 л. Применяется всесезонное масло марки Р, заменители - масло АУ, АУп.

Он состоит (см. рис. 93) из насоса, клапана управления, рабочего цилиндра, масляного радиатора, трубопроводов.

Насос гидроусилителя служит для создания рабочего давления масла в цилиндре гидроусилителя. По типу лопастной, двойного действия, с шестеренчатым приводом от распределительных шестерен двигателя. Максимальное давление, ограниченное предохранительным клапаном, 9 МПа (90 кгс/см2). Производительность насоса при частоте вращения 2000 мин-1- 16,5 л/мин.

Установлен в развале блока цилиндров и крепится к корпусу распределительных шестерен. Вал насоса приводится во вращение от шестерни топливного насоса высокого давления.

Насос состоит из корпуса с крышкой, вала насоса, ротора с лопастями (пластинами), статора, распределительного диска, предохранительного клапана, перепускного клапана, бачка, фильтрующего элемента, коллектора, трубки бачка, пробки заливной горловины с маслоизмерительным стержнем.

Внутри корпуса имеется всасывающая полость, куда масло поступает через вертикальное отверстие из бачка. В заднем торце корпуса насоса выполнены два овальных отверстия и прилив для установки игольчатых подшипников.

Овальные отверстия служат для подачи масла к ротору. В передней части корпуса выполнены расточки для установки шарикового подшипника и манжеты вала. В заднем торце корпуса, со стороны статора, выполнены два отверстия под установочные штифты статора и четыре углубления для масла, подаваемого под лопасти ротора. Внутри крышки выполнена расточка под распределительный диск и нагнетательную полость.

В крышке имеются глухое сверление под клапаны насоса и вертикальное отверстие, которым сверление под клапаны соединяется с бачком. Нагнетательная полость в крышке через калиброванное отверстие А соединена с осевым ступенчатым каналом, к которому при помощи штуцера присоединяется нагнетательный трубопровод, идущий к клапану управления. В переднем торце крышки выполнены четыре отверстия под болты.

Рис. 96. Насос гидроусилителя рулевого управления: а - конструкция: 1 - шестерня привода; 2 -гайка крепления шестерни; 3 - шплинт; 4, 15 - шайбы; 5 - вал насоса; 6 -сегментная шпонка; 7, 10 - упорные кольца; 8 - шарикоподшипник; 9 - маслоотгонное кольцо; 11 -манжета; 12 - игольчатый подшипник; 13 - пробка заливной горловины; 14 - заливной фильтр; 16 - болт; 17, 36, 39 - уплотни-тельные кольца; 18 - труба фильтра; 19 - предохранительный клапан; 20 - крышка бачка с пружиной; 21, 28 - уплотнительные прокладки; 22 - бачок насоса; 23 - фильтрующий элемент; 24 - коллектор; 25 - трубка бачка; 26 - штуцер; 27 - прокладка коллектора; 29 - крышка насоса; 30 - пружина перепускного клапана; 31 - седло предохра» нительного клапана; 32 - регулировочные шайбы; 33 - перепускной клапан в сборе с предохранительным клапаном; 34 - распределительный диск; 35 - пластина насоса; 37 - статор; 38 - ротор; 40 - корпус насоса; А, Б - дросселирующие отверстия: В - полость нагнетания; Г - радиальные отверстия

Вал насоса установлен в корпусе на шариковом и игольчатом подшипниках. На наружном конце вала с помощью шпонки и гайки закреплена шестерня привода насоса.

На внутреннем конце вала выполнены шлицы для установки ротора. Ротор на шлицах вала установлен свободно. Уплотнение вала в корпусе обеспечивается самоподжимным сальником. Кроме того, на валу установлено маслосгонное кольцо. Внутри ротора выполнены шлицы для установки его на валу. На наружной поверхности ротора выполнены десять пазов для установки пластин, которые должны перемещаться в пазах ротора свободно, без заедания.

Корпус, статор и крышка стянуты четырьмя общими болтами. Для этих болтов снаружи статора имеется четыре углубления. Уплотнение статора со стороны корпуса и крышки обеспечивается резиновыми кольцами. Положение статора относительно корпуса фиксируется с помощью двух штифтов, для которых он имеет два сквозных отверстия.

В цилиндрической выточке статора имеются две выемки, заходя в каждую из которых пластины ротора обеспечивают всасывание и нагнетание масла. Начало каждой полости (по ходу вращения ротора) через три отверстия разного диаметра в статоре и выемке в распределительном диске сообщается с полостью всасывания.

Снаружи на статоре выбита стрелка. Положение статора относительно корпуса насоса должно быть таким, чтобы направление стрелки на статоре совпадало с направлением вращения вала насоса.

Распределительный диск (рис. 96, б, в) предназначен для направления потоков масла к пластинам ротора, под пластины и от пластин. Для этого в диске имеются отверстия. Два углубления в распределительном диске являются полостями всасывания. Два наружных продолговатых отверстия в диске предназначены для подачи масла в полость нагнетания. Центральные продолговатые отверстия и углубления служат для подвода и отвода масла от пластин.

Предохранительный и перепускной клапаны установлены в крышке насоса. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом в систему, и состоит из плунжера и пружины. Плунжер при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя пружиной прижат к распределительному диску и закрывает проходное отверстие вертикального канала крышки насоса. Предохранительный клапан установлен внутри перепускного. Он ограничивает давление масла в системе гидроусилителя в пределах 8,5…9 МПа (85…90 кгс/см2). Состоит из шарика, пружины, направляющего стержня и седла с регулировочными прокладками.

Бачок насоса стальной, штампованный. Установлен сверху корпуса и крышки на прокладке и закреплен болтами вместе с направляющим коллектором. Сверху бачок закрыт крышкой, в которую установлен заливной фильтр; фильтр закрыт пробкой, к которой прикреплен щуп. Внутри бачка установлен коллектор насоса с фильтром. В крышке насоса установлен предохранительный клапан, ограничивающий давление масла внутри бачка. Коллектор предназначен для направления масла из полости крышки насоса при открытии перепускного клапана в полость всасывания корпуса. Он обеспечивает создание избыточного давления в полости всасывания корпуса, снижает шум и износ деталей насоса. В коллектор ввернута пустотелая труба фильтра (стойка), которая имеет боковую прорезь для выхода масла. Она выполняет роль направляющей для пакета фильтрующих элементов.

Фильтр представляет собой пакет отдельных фильтрующих элементов, каждый из которых состоит из сетчатого каркаса, двух мелких латунных сеток и расширителя. Нижний фильтрующий элемент уплотняется на трубе при помощи пружины, установленной между пакетом фильтрующих элементов и крышкой.

Масло подводится к трубе (стойке) фильтра с помощью трубки. При засорении фильтрующих элементов давление масла на фильтрующие элементы увеличивается, и весь пакет дисков перемещается вверх к крышке. В этом случае масло возвращается из системы гидроусилителя и попадает в бачок, минуя фильтрующие элементы.

При вращении вала насоса пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости крышки насоса по каналам в распределительном диске. Между пластинами и неподвижными поверхностями насоса образуются камеры переменного объема, которые, проходя мимо зон всасывания, заполняются маслом. Для более полного заполнения камер масло подводится как со стороны корпуса насоса (через два окна), так и со стороны углублений в распределительном диске через шесть отверстий, выполненных в статоре и расположенных по три против окон всасывания. При уменьшении межлопастного объема масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через калиброванное отверстие А с линией нагнетания. На участках поверхности статора с постоянным радиусом (между зонами всасывания и нагнетания) объем камер не изменяется. Эти участки необходимы для того, чтобы обеспечить минимальное перетекание масла между этими зонами.

Во избежание «запирания» масла, которое препятствовало бы перемещению пластин, пространство под ними связано посредством дополнительных малых каналов в распределительном диске с полостью в крышке 29 насоса.

При минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 30 к распределительному диску. Масло из полости в крышке насоса через калиброванное отверстие А поступает в канал, соединяющийся с линией нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пружина 30, сообщается с этим каналом отверстием малого диаметра Б. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя за счет сопротивления отверстия А образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) и в канале нагнетания насоса (за клапаном). Перепад давлений тем больше, чем больше масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от величины давления. Избыточное давление в полости крышки, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход части масла из полости крышки в бачок. Чем больше масла подает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Таким образом, увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.

Перепускной клапан при срабатывании встроенного в него предохранительного клапана работает аналогичным образом. Открываясь, шариковый клапан пропускает небольшой поток масла в бачок через радиальные отверстия в перепускном клапане. При этом давление на правый торец перепускного клапана падает, поскольку поток масла, идущий через шариковый клапан, ограничен отверстием Б. Клапан в этом случае, перемещаясь вправо, открывает выход в бачок основной части перепускаемого масла.

Рис. 97. Схема работы гидроусилителя рулевого управления:
1 -рулевое колесо; 2 - пружина предохранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 - фильтр; 4 - насос гидроусилителя; 5 - перепускной клапан; 6 - вал сошки с зубчатым сектором: 7 -задняя полость гидроусилителя; 8 - поршень-рейка; 9 - сошка; 10- продольная тяга; 11 - поперечная тяга; 12 - переднее колесо автомобиля; 13 - магнитная пробка; 14 - шариковая гайка; 15 - винт; 16 - картер рулевого механизма; 17 - обратный клапан; 18 - предохранительный клапан рулевого механизма; 19 - клапан управления гидроусилителем; 20 - золотник; 21 - упорный подшипник; 22 - реактивный плунжер; 23 - центрирующая пружина; 24 - угловой редуктор; 25 - передняя полость гидроусилителя; 26 - линия нагнетания; 27 - карданный вал; 28 - радиатор; 29 - рулевая колонка; 30 - заливной фильтр; 31 - бачок насоса гидросистемы; 32 - линия слива; 33 - пружина перепускного клапана насоса; 34 - предохранительный клапан насоса; 35 - перепускной клапан;

Роль рабочего цилиндра (рис. 97) выполняет картер рулевого механизма.

Полости картера рулевого механизма перед поршнем-рейкой и за ним соединяются с корпусом клапана управления гидроусилителя с помощью каналов в картере рулевого механизма.

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла в системе гидроусилителя рулевого привода. Радиатор из алюминиевой оребренной трубы установлен перед масляным радиатором смазочной системы двигателя.

Трубопроводы системы гидроусилителя состоят из стальных Цельнотянутых труб и резиновых рукавов с оплеткой. Рукава высокого давления имеют две внутренние комбинированные оплетки, состоящие из хлопчатобумажных и лавсановых нитей. Концы рукавов заделываются в специальные наконечники. Рукава низкого давления имеют одну внутреннюю нитяную (лавсановую) оплетку и крепятся на трубопроводах гидросистемы с помощью хомутов.

Клапан управления гидроусилителя служит для направления под давлением потока масла в ту или иную полость силового цилиндра в соответствии с направлением поворота рулевого колеса.

Клапан управления золотниковый, с реактивными плунжерами, крепится к картеру углового редуктора шпильками и болтом.

Он состоит из корпуса с крышкой, золотника, реактивных плунжеров, обратного клапана, предохранительного клапана, упорных подшипников, конической шайбы, уплотнения.

Корпус имеет выполненные с большой точностью отверстия: центральное для золотника, три сквозных и три глухих сверления, расположенных вокруг центрального отверстия. В корпусе клапана выполнены два резьбовых отверстия, в которые вворачиваются штуцеры трубок: подводящей масло от масляного насоса (нагнетательная магистраль) и отводящей масло из клапана в бачок масляного насоса (сливная магистраль). На внутренней поверхности корпуса выполнены три кольцевые проточки. Крайние проточки с помощью каналов в корпусе соединены с магистралью слива, средняя - с нагнетающей магистралью. В поясках корпуса, между крайней и средней проточками, выполнены отверстия, соединенные с каналами корпуса и сообщающиеся через каналы углового редуктора с полостями силового цилиндра.

Выходные отверстия этих каналов находятся на торцевой поверхности корпуса со стороны корпуса углового редуктора. На этой торцевой поверхности имеется также отверстие клапана, соединяющего полость крышки корпуса со сливной магистралью.

Отверстия и сверления корпуса соединены с нагнетательной магистралью.

Золотник установлен внутри корпуса. На наружной поверхности золотника выполнены три пояска. Средний поясок значительно уже, чем крайние.

Клапан управления имеет девять реактивных плунжеров. Шесть реактивных плунжеров установлены в трех сквозных отверстиях корпуса попарно. Три остальные размещаются в глухих сверлениях корпуса, они имеют менее жесткие пружины. В одном из плунжеров собран обратный клапан, предназначенный для соединения магистрали высокого и низкого давления при неработающем насосе гидроусилителя и уменьшения усилия водителя, прикладываемого к рулевому колесу при повороте. В корпусе клапана управления установлен также предохранительный клапан, предназначенный для ограничения давления масла в системе гидроусилителя до 7,5…8 МПа (75…80 кгс/см2) и предохранения масляного насоса от перегрева, а деталей гид-

усилителя от чрезмерных перегрузок. Предохранительный к 1апан соединяет магистрали нагнетания и слива при достижении указанного давления.

Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке корпуса, что обеспечивает возможность доступа к нему в случае необходимости произвести проверку, регулировку или замену. Чтобы исключить неконтролируемый доступ к предохранительному клапану, пробка гнезда шплинтуется и пломбируется. Одновременно шплинт-проволока предохраняет пробку от самоотворачивания.

Золотник клапана устанавливается на винте рулевого механизма на двух упорных подшипниках, которые состоят из двух колец разного диаметра и сепаратора с цилиндрическими роликами малого диаметра.

Внутренние кольца большого диаметра установлены в сторону золотника. Задний упорный подшипник упирается в специальный бурт на винте, а передний зафиксирован гайкой с упругой шайбой, установленной вогнутой стороной к подшипнику.

Золотник клапана управления имеет ббльшую длину, чем корпус клапана, вследствие чего золотник вместе с винтом может перемещаться в осевом направлении на 1… 1,2 мм в каждую сторону от среднего положения. В среднее положение золотник и винт возвращаются под действием пружин реактивных плунжеров и давления масла, действующего на плунжеры.

К атегория: - Устройство эксплуатация камаз 4310